Федеральное бюджетное учреждение Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации
тел. (8652) 36-41-51
тел./факс 36-42-39

История

 Первые судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской империи были образованы в начале XX века. 28 июня 1912 года Государственным Советом и Государственной Думой Российской империи был одобрен Закон об учреждении кабинета научно-судебной экспертизы в г. Санкт-Петербурге, а 4 июля 1913 года одобрен Закон об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы в городах Москве, Киеве и Одессе.
 Одобрению Законов и их утверждению Императором Николаем II предшествовала большая подготовительная работа по обоснованию необходимости образования судебно-экспертных учреждений, подготовлены соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство – Судебные Уставы Императора Александра II, Св. Зак., т. XVI, ч. 1, изд. 1892 г. (Учреждение судебных установлений, Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства, Таможенный Устав). Результаты подготовительной работы нашли отражение в объяснительных записках к законопроектам об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы, подписанным 19 января 1912 года и 21 марта 1913 года Министром юстиции.
В записках было приведено научное обоснование и предложена организационная структура кабинетов научно-судебной экспертизы (КНСЭ). Однако вследствие недостаточности квалифицированных кадров на первом этапе было предложено «учредить в Санкт-Петербурге специальный кабинет научно-судебной экспертизы, который должен служить сведущим органам по разнообразным вопросам, за исключением относящихся к судебной медицине».
К основным задачам кабинета были отнесены:
  1. «Производство всякого рода исследований, относящихся к области криминалистики по делам уголовным - бесплатно, по делам гражданским – за плату, в размере, определяемом по правилам Устава гражданского судопроизводства».
  2. «Оказание, в особо важных случаях, помощи следственной власти при производстве действий, касающихся обнаружению виновного или выявления преступления».
Выполнение КНСЭ этих задач избавляло от необходимости привлекать к работе и «оплачивать из казны услуги случайных экспертов, не имеющих в большинстве случаев ни необходимой теоретической подготовки, ни надлежащего практического опыта, ввиду чего их экспертиза представляется весьма шаткой, а иногда и ошибочной».
В составе КНСЭ предлагалось образовать лабораторию с 3-мя отделами (фотографический и каллиграфический; технических исследований; дактилоскопический) и «музей», который должен служить научно-практическим целям и выполнять основную задачу «установить, путем метода сравнения, каким орудием был достигнут обнаруженный преступный результат, а равно какое действие могло или должно было быть произведено найденным орудием».
Предлагаемые законопроекты были приняты, их основное содержание:
  • КНСЭ создаются при прокурорах судебных палат, в округах, где это предусмотрено штатами, «для производства исследований по уголовным и гражданским делам посредством фотографии, дактилоскопии, химического и микроскопического анализов и иных приемов, за исключением исследований, проводимых врачебными отделениями губернских правлений».
  • Производство исследований возлагается на управляющих КНСЭ и их помощников, которые вступают в должность после принятия присяги, кроме того, при КНСЭ служат техники по вольному найму, назначенные управляющим КНСЭ.
  • По порядку приема, увольнения, подчиненности, ответственности, оплаты труда и прочих прав, управляющий КНСЭ приравнивается к заместителю прокурора судебной палаты, а помощники управляющего – к заместителям прокурора окружного суда.
  • Должности управляющего КНСЭ устанавливается определенное денежное содержание: 5 класс по должности и шитью на мундир и 1 степень III разряда по пенсии.
  • Задания на производство КНСЭ исследований следует давать «надлежащему прокурору судебной палаты».
  • Должностные лица и другие специалисты КНСЭ, проводившие «судебно-химические и микроскопические исследования» не в месте «нахождения кабинета», не вызываются для дачи объяснений в суд. Их заменяют местные врачи или иные специалисты.
  • После вступления приговора в законную силу, вещественные доказательства, кроме орудий преступлений и предметов со следами преступлений, возвращаются их хозяину либо, если они представляют научный интерес, передаются в ближайший КНСЭ «для хранения в музее».
  • КНСЭ получают из-за границы без оплаты пошлин все необходимые для деятельности кабинетов: «печатные произведения, инструменты, приборы и другие предметы».
  • Закон об образовании КНСЭ в Москве, Киеве и Одессе принят 4 июля 1913 года, а в действие введен с 01 января 1914 года. На организационные мероприятия по созданию КНСЭ в нем закреплено выделение 64 тысяч 700 рублей «с отнесением сего расхода на счет ожидаемых сбережений от назначений по государственной росписи расходов на 1913 год».
  Законы подписаны Председателем Государственного Совета М. Акимовым. На титульном листе имеется запись: «На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Быть по сему». На рейде и яхте Штандарт 4 июля 1913 года. Скрепил Государственный Секретарь Крыжановский».
 Таким образом, формирование системы экспертных учреждений в России завершилось в канун первой мировой войны созданием четырех кабинетов научно-судебной экспертизы - в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. Вопрос о дальнейшем развитии судебно-экспертных учреждений России (позже - СССР) после революции подробно исследовал Р.С.Белкин.
 В дни Февральской революции был уничтожен Петроградский кабинет: он сгорел при пожаре здания суда, где размещался со дня своего создания; Московский кабинет прекратил существование; Киевский и Одесский кабинеты кое-как “держались на плаву” лишь благодаря энтузиазму сотрудников.
 До 1929 г. в Советском Союзе других судебно-экспертных криминалистических учреждений органов юстиции, кроме украинских институтов, не существовало, хотя потребность в них ощущалась повсеместно. 16 августа 1929 г. Постановлением СНК Белорусской ССР при НКЮ республики в Минске был образован Институт научно-судебной экспертизы. В институте создавались секции: судебно-фотографических исследований и идентификации, физико-химических исследований, судебно-медицинских и биологических исследований. Был организован научно-показательный музей.
 В отличие от Украины и Белоруссии Российская Федерация до войны не имела в системе органов юстиции экспертных криминалистических учреждений, хотя вопрос об их создании неоднократно ставился и учеными-криминалистами и практическими работниками органов расследования и суда. Можно полагать, что столь пассивное отношение Наркомюста России к организации экспертных криминалистических учреждений в республике объяснялось, в известной степени, тем, что к концу 20-х гг. в РСФСР уже имелась разветвленная сеть научно-технических подразделений милиции, в основном удовлетворявших потребности судебно-следственной практики в производстве криминалистических экспертиз. К тому же, начиная с 1930 г. стали создаваться криминалистические лаборатории юридических вузов - по замыслу, как специальные криминалистические “полигоны” для студентов, а на практике ставшие экспертными учреждениями, которые выполняли задания органов следствия и суда.
  Явная недостаточность имеющихся в России экспертных криминалистических учреждений, отсутствие методического и научного центра, который бы координировал и направлял их деятельность, тормозили внедрение достижений науки и техники в экспертную практику.
  Первым межобластным экспертным учреждением Министерства юстиции России была созданная в 1948 году Ленинградская научно-исследовательская криминалистическая лаборатория (ныне Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы), которая обслуживала помимо Ленинграда и Ленинградской области Мурманскую, Псковскую, Новгородскую, Архангельскую, Калининградскую, Ярославскую, Костромскую области и Карельскую АССР.
  В соответствии с распоряжением Совета министров СССР от 30.12.1950 г. Министерство юстиции СССР организовало научно-исследовательские криминалистические лаборатории судебной экспертизы в Казани, Ростове-на-Дону, Саратове, Свердловске, Новосибирске и Хабаровске для проведения экспертиз вещественных доказательств по делам, находящимся в производстве судебных и прокурорских органов. Штат лабораторий был незначителен – 5-6 человек оперативного состава. Техническое оснащение на первых порах было примитивным, лаборатории могли выполнять только почерковедческие, технико-криминалистические исследования документов, некоторые трасологические экспертизы.
 Процесс организации областных криминалистических лабораторий к началу 60-х гг. поставил на повестку дня вопрос о создании официального экспертного центра, обладающего необходимыми правами в области научно-методического руководства периферийными лабораториями и координации их деятельности. 1 октября 1962 года на базе Центральной криминалистической лаборатории и Московской лаборатории судебной экспертизы был создан Центральный научно-исследовательский институт судебных экспертиз при Юридической комиссии Совета министров России (ныне Российский федеральный центр судебной экспертизы).
  В соответствии с распоряжением Правительства СССР Ростовская научно-исследовательская криминалистическая лаборатория (в последствии Центральная Северо-Кавказская НИКЛ) должна была стать экспертным учреждением, обслуживающим судебно-следственные органы Ростовской области, Краснодарского края, Ставропольского края, а также автономных республик Северного Кавказа: Дагестана, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Калмыкии.
 В связи с увеличением заданий на производство экспертиз Министерство юстиции РСФСР предложило руководителю Ростовской НИКЛ образовать филиалы в краях, областях и автономных республиках Северного Кавказа, на базе которых впоследствии возникли новые лаборатории:
  • в 1958 году была организована Махачкалинская НИКЛ в Дагестанской АССР, которую возглавил Маркс Зигундинович Эфендиев;
  • в 1959 году – Грозненская НИКЛ в Чечено-Ингушской АССР во главе с заведующим Николаем Андреевичем Хить;
  • в 1961 году – Краснодарская НИКЛ, заведующим был назначен Виктор Иванович Колесников;
  • в 1972 году была организована Ставропольская НИКЛ во главе с Александром Ивановичем Калединым, впоследствии ставшим директором ВНИИСЭ МЮ СССР.
Ставропольская НИКЛ была создана 13 ноября 1972 года на базе Ставропольского и Пятигорского филиалов и Элистинской группы экспертов Центральной Северо-Кавказской НИКЛ. Сотрудники данных подразделений стали первыми экспертами Ставропольской НИКЛ.
В это время Ставропольский филиал состоял из пяти сотрудников:
  • Каледина Александра Ивановича, старшего научного сотрудника, начальника филиала;
  • Небабы Татьяны Ниловны, эксперта-автотехника;
  • Тимченко Федора Филипповича, эксперта-бухгалтера;
  • Селиванова Александра Федоровича, эксперта-бухгалтера;
  • Лагутиной Людмилы Васильевны, секретаря-машинистки.
В Пятигорском филиале работали шесть сотрудников:
  • Каверин Эраст Георгиевич, начальник филиала;
  • Чертков Борис Титович, эксперт-автотехник;
  • Костромин Владимир Петрович, эксперт-автотехник;
  • Власенко Нина Иосифовна, эксперт-бухгалтер;
  • Кобзарь Галина Георгиевна, эксперт-бухгалтер;
  • Трушникова Мария Степановна, секретарь-машинистка.
В Элистинской группе экспертов работали три сотрудника:
  • Солдатов Евгений Васильевич, старший научный сотрудник, руководитель группы;
  • Храмцова Галина Федоровна, научный сотрудник;
  • Брускин Андрей Андреевич, эксперт-бухгалтер.
  С этого времени Пятигорский филиал стал структурным подразделением Ставропольской НИКЛ, а Элистинская группа экспертов была ликвидирована, т.к. Солдатов Е.В. переехал в г. Ставрополь и возглавил отдел криминалистических экспертиз Ставропольской НИКЛ, а остальные сотрудники перешли на другую работу.
  Вначале Ставропольская НИКЛ была размещена в г. Ставрополе в здании радиоузла по ул. Комсомольской 120, с 1975г. по 1996г. находилась на первом этаже Дома юстиции по ул. Дзержинского 235, затем с 1996г. по 2002г. - по ул. Мира 458«б» совместно с Арбитражным судом Ставропольского края, а с 2002г. по настоящее время – в здании по ул. Пригородной, дом 226.
 В первом десятилетии на работу в отдел криминалистических исследований пришли Борщевский Ю.Б., Калашникова Л.Д., Мисаилова Л.П., Бударина Н.Б., Дмитренко А.С., Молчанова Л.Г., Шаповалов Ю.Р., Шаповалова К.М., Гилеб Ю.Е., Доскина Н.М., в отдел автотехнических исследований – Крамаренко В.А., Чужиков А.Т., Петрушин П.А., Денега А.И., в отдел судебно-бухгалтерской и финансово-экономической экспертиз – Бурим Ф.Д., Сотниченко В.Н., Юдин В.М., Смыкалова Т.Г., в Пятигорский филиал – Костенко А.Я.
 В Ставропольской НИКЛ постепенно осваивались новые виды экспертиз, штат лаборатории расширялся. Для лучшей организации работы лаборатории, повышения научного уровня экспертиз введена специализация экспертов по видам экспертных и научных исследований и созданы следующие специализированные подразделения:
  • отдел криминалистических исследований, заведующий Солдатов Е.В.;
  • отдел автотехнических исследований, заведующий Петрушин П.А.;
  • отдел судебно-бухгалтерской и финансово-экономической экспертиз, заведующий Сотниченко В.Н.
  12 декабря 1977 года Ставропольская НИЛСЭ была переименована в Ставропольскую научно-исследовательскую лабораторию судебной экспертизы Министерства юстиции РСФСР.
  В 1978 году в отделе криминалистических исследований была выделена группа экспертов криминалистического исследования материалов, веществ и изделий – КИМВИ (руководитель группы Дмитренко А.С.), которая затем по мере увеличения штатной численности была преобразована вначале в самостоятельный сектор КИМВИ, а затем в отдел КИМВИ.
  В 1983 году в Ставропольской НИКЛ была организована группа экспертов-строителей (руководитель Бухтояров К.И.), которая по мере увеличения штатной численности стала самым крупным самостоятельным отделом лаборатории.
  В 1984 году в отделе криминалистических исследований Ставропольской НИЛСЭ были выделены два сектора: сектор криминалистического исследования документов (заведующая Шаповалова К.М.), сектор трасологических и баллистических исследований (заведующий Шаповалов Ю.Р.), которые со временем стали самостоятельными секторами, а затем отделами.
  Начальник Ставропольской НИЛСЭ Каледин А.И. в 1987 году был переведен на работу в г. Москва, он возглавил Всесоюзный научно-исследовательский институт судебной экспертизы Министерства юстиции СССР.
  С 1988 года по 1999 год начальникам Ставропольской НИЛСЭ был Лиманов Виктор Иванович, до этого долгое время работавший в органах прокуратуры, административных органах и органах юстиции.
  В 1992 году в связи с военными событиями на Северном Кавказе Грозненская НИЛСЭ прекратила свое существование, её подразделения: Нальчикская группа экспертов (руководитель Кадырова Ф.А.) и Владикавказская группа экспертов (руководитель Циплакидис Е.Г.) были переданы под руководство Ставропольской НИЛСЭ, которые в настоящее время преобразованы в филиалы ФБУ Северо-Кавказского РЦСЭ Минюста России.
  17 января 1995 года Ставропольская НИЛСЭ была переименована в Ставропольскую лабораторию судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
 В 1999 году Ставропольскую ЛСЭ возглавил Дмитренко Александр Сергеевич, который и в настоящее время руководит ФБУ Северо-Кавказским РЦСЭ Минюста России.
 28 марта 2002 года Ставропольская ЛСЭ Минюста России еще раз переименована в Государственное учреждение Ставропольскую лабораторию судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, а 31 декабря 2010 года приказом Минюста России ГУ Ставропольская ЛСЭ Минюста России преобразована в Федеральное бюджетное учреждение Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, что означало признание государством ее ведущей роли среди экспертных учреждений Северо-Кавказского федерального округа.
 
Основными задачами Центра являются:
  • оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем проведения судебных экспертиз, а также экспертных исследований;
  • выполнение роли координирующего судебно-экспертного учреждения по научно-методическому и материально-техническому обеспечению производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации;
  • обеспечение подготовки и повышения квалификации работников судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, судебных экспертов других государственных органов и негосударственных экспертов по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.
 Экспертно-квалификационная комиссия центра присваивает и подтверждает право самостоятельного производства экспертиз специалистам центра, других судебно-экспертных учреждений Северо-Кавказского федерального округа, негосударственным экспертам по 22 экспертным специальностям.
 Центр пополняется молодыми специалистами, которые активно включаются в экспертную, методическую, профилактическую деятельность.
 
 В соответствии с Приказом Минюста России от 03 февраля 2012 года №14 в непосредственную территориальную зону экспертного обслуживания ФБУ Северо-Кавказского РЦСЭ Минюста России входят:
  • г. Ставрополь;
  • г. Пятигорск;
  • Ставропольский край;
  • Карачаево-Черкесская Республика;
  • Кабардино-Балкарская Республика;
  • Республика Северная Осетия-Алания.
Территориальная сфера экспертного обслуживания курируемой лаборатории судебной экспертизы Минюста России - ФБУ Дагестанской ЛСЭ Минюста России:
  • г. Махачкала;
  • Республика Дагестан;
  • Чеченская Республика;
  • Республика Ингушетия.